О церкви
Церковь Покрова на Лузе,
1729-1751гг., XIXв. близ д. Большое Заборье Куликовского с/п Лузского р-на
Первое упоминание о деревянной Покровской церкви, относящееся к 1625 году, приводится у И. С. Пономарёва — лальского городского старосты и местного краеведа, в качестве цитаты из писцовой книги «Соливычегодского посада и Усольского уезда», где отмечается «погост Покровский Пресвятые Богородицы по Лузе по реке вниз от Лальского погоста»
В «Актах Холмогорской и Устюжской епархии» указан размер церковного налога, определенного для прихода Покровского храма, — «с Лузы Покровьской поп дани платит 45 бел, объезду 7 алтын, десятилнику 5 бел… и всего 1 рубль 7 алтын 1 денга»
Документы
начало истории
1625
В 1682 году Геласий, архиепископ Великоустюгский и Тотемский, дал грамоту на возведение вместо обветшавшей деревянной Покровской церкви нового рубленого храма с тем же посвящением.
Первый храм
Из рубленного дерева
1682
Первый каменный храм
Храмозданная грамота на построение каменной церкви в Покровском приходе была дана преосвященным Лаврентием (Горкой), епископом Великоустюгским и Тотемским в 1729 году.
1729
Работы производились на средства лальских купцов Семёна и Максима Пестовских . Нижний теплый храм был освящён в 1740 году во имя Трёх Святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; летнюю верхнюю церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы достроили и освятили в 1750 году.
Во всех старинных документах этот храм именовался «Близьлальским» или Подгородной Покровской церковью. Имена зодчих и мастеров-строителей не сохранились, лишь по устному преданию известно, что возводили стены без применения лесов, с земляной насыпи, а крест для установки поднимали на домотканых полотнах.
Интересный факт
Кроме того, в Великоустюгском центральном архиве Вологодской области сохранился договор 1779 года на выполнение росписи летнего храма. Колокольня первоначально не входила в общую композицию храма. Она была пристроена позднее с северной стороны притвора и включена в объем церкви посредством крытого двухъярусного перехода.
Приход Покровской церкви, находившейся в 8 верстах от Лальска, в XIX веке включал 30 окрестных деревень. Центр прихода назывался селом Покровским или в обиходе «Покрово». Посещали храм лальские мещане, в числе которых были представители старинного рода Чебаевских, и устюжские мещане Поповы.
На незавершенном полотне И. М. Прянишникова «Крестный ход», написанном в 1893 году, запечатлен один из эпизодов этого духовного праздника на берегу Лузы, невдалеке от Покровской церкви. Хотя храм изображен на дальнем плане, знакомый силуэт стройного ярусного объема без труда угадывается с первого взгляда
Ещё в 1910‑е годы сохранялась традиция регулярных крестных ходов из Покровской церкви. В субботу 9‑й недели после Пасхи местно чтимая икона Покрова Божией Матери переносилась из храма на Лузе в лальский Михаило-Архангельский монастырь, откуда при участии всего городского духовенства выходил крестных ход для встречи святыни.
Старожилы вспоминали, что шествия были торжественными и нарядными. Люди шли в несколько рядов, некоторые даже ехали верхом на специально украшенных лошадях. Жители приходских Покровских деревень ко дню крестного хождения варили квас — в каждом доме не менее пяти лагунов — для угощения жаждущих участников хода, многие из которых шли из дальних деревень: с Нижнелалья, Верхнелалья, Раменьев.
XIX
На рубеже веков
ХХ век
В начале ХХ века часть территории современного Лузского района, где располагался Покровский погост, входила в состав Целяковской волости Устюжского уезда Вологодской губернии, а с 1918 года — Северо-Двинской губернии.

Покровский сельский Совет Лальского района образовался в 1920 году. В 1925 году в селе при Покровском погосте проживали тридцать жителей, составлявшие восемь семей. В сельсовете, центром которого было село Покрово, числилось 35 деревень и два хутора с населением 2247 человек. С 1937 года Лальский район был переведен в состав Архангельской области. Закрытие храма произошло в 1939 году, и с тех пор служба не возобновлялась.

В 1941 году территория Лальского района был передана в состав Кировской области. До 1950 года в селе работала начальная школа, проезжая дорога позволяла осуществлять связь с районным центром круглый год. Позже из Лальска поступило распоряжение о размещении в нижнем храме магазина, затем — конюшни, а на верхнем этаже — зернохранилища. Последние жители покинули село Покровское в 1958 году
В 1967 году Покровская церковь в числе других культовых объектов Лузского района была обследована искусствоведами Кировского художественного музея на предмет выявления памятников древней иконописи.

Тогда в областной центр были вывезены и оказались в фондах музея царские врата, сохранившиеся от иконостаса верхнего храма, а так же три иконы: «Знамение Богородицы» (в виде трех фрагментов) и створки дьяконских и пономарских врат от этого же иконостаса с ростовыми изображениями св. архидиаконов Стефана и Филиппа.

Первая икона в собранном виде имеет размеры 91 х 81см., две другие — по 181 х 85см. каждая. По общему цветовому строю двух последних икон, светотеневой моделировке ликов и обильному орнаментальному узорочью платьев можно предположить, что они были выполнены в XVIII веке устюжскими мастерами
В советское время
Современность
Сейчас здание в аварийном состоянии, но… можно сказать, что Покровская имеет своих прихожан. Бывшие жители села, чьи родные похоронены на местном кладбище, приходят ухаживать за могилами, а еще – зажечь свечи, помолиться на месте, которое веками любили их предки.